Игры, в которых победу обеспечивает стратегическое мышление – очень много. Начиная со всем известных шахмат и заканчивая сверхсложными стратегиями в реальном времени, игроки вынуждены просчитывать ходы наперёд, чтобы добиться положительного результата. Простейшие симуляторы войны разрослись и превратились в отдельный игровой жанр, которые чаще всего зовутся стратегиями или военными играми.
Смысл этих игр заключается в управлении ресурсами – будь то войска или экономическая инфраструктура. Естественно, противник (живой человек или компьютер) не сидит без дела и пытается добиться победы, в свою очередь, планируя свои действия. Ходы могут производиться по очереди (тогда это - пошаговая стратегия) или же одновременно (стратегия в реальном времени).
Очень редко случается так, что используются только экономические или только военные ресурсы игрока, но чаще всего любая игра задействует оба типа – нужно одновременно укреплять свои позиции и захватывать новые территории, отсекая возможности развития противника. Для захвата новых территорий приходится применять тактические навыки, управляя войсками. Порой используются и элементы ролевых игр, в этом случае успех военной операции зависит от умений предводителя войска, которые развиваются с приобретением очков опыта.
Пошаговые стратегии не столь динамичны, как в реальном времени, но взамен предлагают возможность обдумать дальнейшие ходы до мелочей. В этих играх зачастую появляются ролевые элементы, а также присутствует деление на стратегическую (замки, заводы, фабрики и т.д.) и тактическую (поле боя) карты. Порой сражения происходят в реальном времени.
Если пошаговые стратегии среди своего множества достаточно разнообразны, то стратегии в реальном времени обладают рядом весьма схожих черт:
1. Экономика – не главное. Чаще всего это просто вспомогательное средство, и сосредоточена она на сборе ресурсов.
2. Основу экономического развития составляют здания, которые можно выстраивать и разрушать. Именно в зданиях создаются юниты – отдельные боевые единицы (хотя часть юнитов предназначена только для сбора ресурсов и доставке их к местам переработки).
3. Чтобы сэкономить время, можно управлять не отдельными юнитами, а целыми отрядами, отдавая им приказы.
Вскоре и к стратегиям в реальном времени начали примешиваться элементы ролевых игр, но тем не менее они являются отдельным жанром.