Потерпев поражение во Второй Мировой и приняв унизительные условия капитуляции, Япония находилась в глубоком кризисе. Это были не лучшие времена для развития творческих начинаний. Однако, следуя плану послевоенного развития Японии, США отстраивает множество японских кинотеатров и ввозит в страну множество кинофильмов собственного производства, в том числе и анимацию студии Уолта Диснея. Японские мультипликаторы были поражены технической стороной этих картин и поняли, что достигать подобных результатов можно только коллективно, организованно. До этого момента японская анимация представляла собой разрозненные творения отдельных режиссёров.
И вот теперь настаёт время зарождения того глобального явления, что имеет на экранах Японии место в наши дни — появляется первая японская анимационная студия «Ниппон Дога». После снятия оккупации в 1951 году американские анимационные фильмы начали совершенно добровольно крутиться в кинотеатрах Японии. Однако новых студий вплоть до 1963 года так и не появилось. В самом же 1963 году появляется вещь исключительной значимости — талантливый аниматор Сигэру Тэдзука выпускает на ТВ экранизацию собственной манги, сериал «Могучий Атом». И эти и старые аниме смотреть можно тут.
Это было очень сложное и неожиданное произведение для той эпохи, которое сразу показало прочим молодым аниматорам Японии в какую степь идти — к концу всё того же 1963 года в Японии появились ещё четыре анимационных студии. В дальнейшем число студий росло как на дрожжах, они появлялись и исчезали подобно полной луне. Начиная с 70х годов аниме-индустрия уже достаточно напоминала то гигантское образование, которое имеется сейчас. Были разработаны основные форматы показа, своё место нашли все возможные жанры кино и литературы, аудитория потребителей уверенно прибавляла в возрасте, признанные классики аниме начали расправлять свои крылья. Сам Тэдзука оставил настолько глубокий след в истории аниме, что потеснить его на этом троне пока не представляется возможным ни одному из живущих аниматоров. Однако на сцену ещё не выходили самые радикальные и прогрессивные студии, чьи работы мы все с упоением смотрим сегодня. Их время наступит только в 80х.
Современность
Каждый месяц на телеэкранах Японии крутится порядка 80-90 анимационных сериалов. Множество студий работают, не покладая рук, производя просто бешеное количество этой востребованной продукции. У одних выходит хорошо, у других — совсем нет.
Анимационные студии, имеющие в активе идейно заряженных режиссёров, аниматоров и относительную финансовую независимость в творчестве способны на много большее, нежели просто дрейф на плаву - определять само лицо аниме у себя в стране и, особенно, за её пределами.